Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» - НТИМИ - Информационный портал
НТИМИ - Информационный портал
О Нас
  • Об институте
  • Документы
  • Лицензии
  • Наша команда
  • Партнеры
  • Отзывы
  • Реквизиты
  • Вакансии
  • Общие сведения
  • Техподдержка НТИМИ
Новости
Услуги
  • Тематический экспресс-анализ
    • Экспресс-анализ научной и патентной активности
    • Бенчмаркинг перспективных исследований и разработок
  • Информационно-аналитическая деятельность
    • Аналитика для наших заказчиков
    • Аналитический обзор
    • Информационно-аналитическая справка
    • Тематические дайджесты
  • Экспертиза научных проектов
    • Экспертиза проектов при реализации НИОКР
  • Поиск НТИ
    • Поиск научно-технической информации
  • Инжиниринговые услуги
    • Консалтинговая деятельность
    • Организация межотраслевого взаимодействия
    • Технико-технологический анализ и аудит
    • Разработка программ инновационного развития (ПИР)
    • Участие в НИР и ОКР
  • Перспективные исследования и технологии
    • Выявление и характеристика новых направлений научно-технологических исследований и разработок
  • Регистрация договоров МНТС
    • Учет Договоров о международном научно-техническом сотрудничестве
Архив
  • Информационные дайджесты
  • Отчеты
  • Обзоры
  • Исследования
  • Аналитика
  • Справки
  • Перечень аналитических работ
COVID-19
СМКД
Противодействие коррупции
  • Нормативные, правовые, ведомственные и иные акты и приказы в сфере противодействия коррупции
    • Федеральные законы
    • Указы Президента Российской Федерации
    • Постановления Правительства Российской Федерации
    • Антимонопольный комплаенс
    • Указы, письма Министерства науки и высшего образования РФ
  • Методические материалы
    • Методические рекомендации, обзоры, разъяснения и иные документы, подготовленные Минтрудом России
    • Специализированный информационно-методический ресурс по вопросам противодействия коррупции
    • Обзор типичных ошибок, допускаемых при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Чек-лист самоконтроля при заполнении справок о доходах
  • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
  • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
  • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
Образование
Контакты
Ещё
    НТИМИ - Информационный портал
    О Нас
    • Об институте
    • Документы
    • Лицензии
    • Наша команда
    • Партнеры
    • Отзывы
    • Реквизиты
    • Вакансии
    • Общие сведения
    • Техподдержка НТИМИ
    Новости
    Услуги
    • Тематический экспресс-анализ
      • Экспресс-анализ научной и патентной активности
      • Бенчмаркинг перспективных исследований и разработок
    • Информационно-аналитическая деятельность
      • Аналитика для наших заказчиков
      • Аналитический обзор
      • Информационно-аналитическая справка
      • Тематические дайджесты
    • Экспертиза научных проектов
      • Экспертиза проектов при реализации НИОКР
    • Поиск НТИ
      • Поиск научно-технической информации
    • Инжиниринговые услуги
      • Консалтинговая деятельность
      • Организация межотраслевого взаимодействия
      • Технико-технологический анализ и аудит
      • Разработка программ инновационного развития (ПИР)
      • Участие в НИР и ОКР
    • Перспективные исследования и технологии
      • Выявление и характеристика новых направлений научно-технологических исследований и разработок
    • Регистрация договоров МНТС
      • Учет Договоров о международном научно-техническом сотрудничестве
    Архив
    • Информационные дайджесты
    • Отчеты
    • Обзоры
    • Исследования
    • Аналитика
    • Справки
    • Перечень аналитических работ
    COVID-19
    СМКД
    Противодействие коррупции
    • Нормативные, правовые, ведомственные и иные акты и приказы в сфере противодействия коррупции
      • Федеральные законы
      • Указы Президента Российской Федерации
      • Постановления Правительства Российской Федерации
      • Антимонопольный комплаенс
      • Указы, письма Министерства науки и высшего образования РФ
    • Методические материалы
      • Методические рекомендации, обзоры, разъяснения и иные документы, подготовленные Минтрудом России
      • Специализированный информационно-методический ресурс по вопросам противодействия коррупции
      • Обзор типичных ошибок, допускаемых при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • Чек-лист самоконтроля при заполнении справок о доходах
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    Образование
    Контакты
    Ещё
      Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
      • О Нас
        • Назад
        • О Нас
        • Об институте
        • Документы
        • Лицензии
        • Наша команда
        • Партнеры
        • Отзывы
        • Реквизиты
        • Вакансии
        • Общие сведения
        • Техподдержка НТИМИ
      • Новости
      • Услуги
        • Назад
        • Услуги
        • Тематический экспресс-анализ
          • Назад
          • Тематический экспресс-анализ
          • Экспресс-анализ научной и патентной активности
          • Бенчмаркинг перспективных исследований и разработок
        • Информационно-аналитическая деятельность
          • Назад
          • Информационно-аналитическая деятельность
          • Аналитика для наших заказчиков
          • Аналитический обзор
          • Информационно-аналитическая справка
          • Тематические дайджесты
        • Экспертиза научных проектов
          • Назад
          • Экспертиза научных проектов
          • Экспертиза проектов при реализации НИОКР
        • Поиск НТИ
          • Назад
          • Поиск НТИ
          • Поиск научно-технической информации
        • Инжиниринговые услуги
          • Назад
          • Инжиниринговые услуги
          • Консалтинговая деятельность
          • Организация межотраслевого взаимодействия
          • Технико-технологический анализ и аудит
          • Разработка программ инновационного развития (ПИР)
          • Участие в НИР и ОКР
        • Перспективные исследования и технологии
          • Назад
          • Перспективные исследования и технологии
          • Выявление и характеристика новых направлений научно-технологических исследований и разработок
        • Регистрация договоров МНТС
          • Назад
          • Регистрация договоров МНТС
          • Учет Договоров о международном научно-техническом сотрудничестве
      • Архив
        • Назад
        • Архив
        • Информационные дайджесты
        • Отчеты
        • Обзоры
        • Исследования
        • Аналитика
        • Справки
        • Перечень аналитических работ
      • COVID-19
      • СМКД
      • Противодействие коррупции
        • Назад
        • Противодействие коррупции
        • Нормативные, правовые, ведомственные и иные акты и приказы в сфере противодействия коррупции
          • Назад
          • Нормативные, правовые, ведомственные и иные акты и приказы в сфере противодействия коррупции
          • Федеральные законы
          • Указы Президента Российской Федерации
          • Постановления Правительства Российской Федерации
          • Антимонопольный комплаенс
          • Указы, письма Министерства науки и высшего образования РФ
        • Методические материалы
          • Назад
          • Методические материалы
          • Методические рекомендации, обзоры, разъяснения и иные документы, подготовленные Минтрудом России
          • Специализированный информационно-методический ресурс по вопросам противодействия коррупции
          • Обзор типичных ошибок, допускаемых при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
          • Чек-лист самоконтроля при заполнении справок о доходах
        • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
        • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
        • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Образование
      • Контакты
      • Мой кабинет
      • +7(499)943-30-41
      Будьте на связи
      125252, Россия, г. Москва, ул. Зорге, д.22, корп. 1, 2
      info@ntimi.ru

      Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

      • Главная
      • Противодействие коррупции
      • Нормативные, правовые, ведомственные и иные акты и приказы в сфере противодействия коррупции
      • Федеральные законы
      • Нормативные, правовые, ведомственные и иные акты и приказы в сфере противодействия коррупции
        • Федеральные законы
        • Указы Президента Российской Федерации
        • Постановления Правительства Российской Федерации
        • Антимонопольный комплаенс
        • Указы, письма Министерства науки и высшего образования РФ
      • Методические материалы
      • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
      • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН



      Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов



      Принят Государственной Думой                              3 июля 2009 года

      Одобрен Советом Федерации                                   7 июля 2009 года



      (В редакции федеральных законов от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 21.10.2013 № 279-ФЗ, от 04.06.2018 № 145-ФЗ, от 11.10.2018 № 362-ФЗ, от 05.12.2022 № 498-ФЗ)



      Статья 1



      1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

      2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.



      Статья 2



      Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

      1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

      2) оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; (В редакции Федерального закона от 04.06.2018 № 145-ФЗ)

      3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

      4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

      5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).



      Статья 3



      1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

      1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

      2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;

      3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

      2. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

      1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

      2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

      3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

      3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:

      1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

      2) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы; (В редакции федеральных законов от 21.11.2011 № 329-ФЗ; от 21.10.2013 № 279-ФЗ)

      3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;

      4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)

      4. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

      5. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

      6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится органами, организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. (Дополнение частью - Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)

      7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, полномочия которых при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. (Дополнение частью - Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)

      8. При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов. (Дополнение частью - Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)



      Статья 4



      1. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:

      1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;

      2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее - заключение).

      2. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

      3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.

      4. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

      41. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят обязательный характер. При выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)

      5. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)

      6. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)



      Статья 5



      1. Институты гражданского общества и граждане Российской Федерации (далее - граждане) могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. (В редакции федеральных законов от 21.11.2011 № 329-ФЗ; от 11.10.2018 № 362-ФЗ)

      11. Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):

      1) гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;

      2) гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;

      3) гражданами, осуществляющими деятельность в органах и организациях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

      4) международными и иностранными организациями;

      5) иностранными агентами. (В редакции Федерального закона от 05.12.2022 № 498-ФЗ)

      (Дополнение частью - Федеральный закон от 11.10.2018 № 362-ФЗ)

      2. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

      3. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.





      Президент Российской Федерации                               Д.Медведев



      Москва, Кремль

      17 июля 2009 года

      № 172-ФЗ


      Возврат к списку

      Об институте
      Об институте
      Документы
      Лицензии
      Наша команда
      Партнеры
      Отзывы
      Реквизиты
      Вакансии
      Общие сведения
      Техподдержка НТИМИ
      О Нас
      Новости
      Услуги
      Архив
      COVID-19
      СМКД
      Противодействие коррупции
      Образование
      Контакты
      Наши контакты


      +7(499)943-30-41
      info@ntimi.ru
      125252, Россия, г. Москва, ул. Зорге, д.22, корп. 1, 2
      © 2025 Все права защищены.